Внимание! Новый учебно-методический комплекс!

Кафедра политической экономии подготовила учебно-методический комплекс «Общая экономическая теория. Вводный курс», выпущенный издательством «Кодекс», 2010.

Вводный курс общей экономической теории подготовлен в рамках образовательных стандартов третьего поколения МГУ им. М.В. Ломоносова для бакалавров. Он состоит из трех книг. Первая книга содержит текст учебного пособия. Вторая книга представляет собой материалы для самостоятельной работы, мозговых штурмов, дискуссий на семинарах, тесты, задачи. В третьей книге, находящейся в электронном виде, размещены выдержки из работ выдающихся экономистов мира, что составляет хрестоматию по данному курсу.

Весь курс может быть использован для подготовки бакалавров в различных вузах, а также для самообразования и в разных формах дополнительного образования по экономике.

Предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей, всех, интересующихся теорией и практикой экономики.

Издание осуществлено при финансовой поддержке выпускников экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Общая экономическая теория. Вводный курс. Учебное пособие

Содержание

Предисловие

Введение

Глава 1. Политическая экономия — начало и основа экономической теории

  1. Рыночная экономика как система национального хозяйства
  2. Предпосылки построения теоретической системы рыночной экономики
  3. Динамика экономики и развитие предмета ее изучения
  4. Особенности метода
  5. Конкретное и абстрактное
  6. Математические величины и абстракции в научных исследованиях
  7. Экономические законы рыночного развития

Глава 2. Товар и его свойства

  1. Общие характеристики товара
  2. Свойства товара. Характер труда, создающего товар
  3. Форма стоимости и ее развитие
  4. Роль законов трудовой стоимости и предельной полезности в развитии рыночного хозяйства и экономической теории

Глава 3. Деньги

  1. Функции денег
  2. Эволюция платежных систем
  3. Спрос и предложение денег

Глава 4. Капитал. Стадии развития рыночной экономики

  1. Превращение денег в капитал
  2. Двойственный характер производства. Прибавочная стоимость
  3. Сущность капитала. Постоянный и переменный капитал
  4. Стадии развития рыночной экономики. Способы повышения производительности труда и прибавочной стоимости
  5. Наука и знание как производительные силы современной экономики. Информационная экономика

Глава 5. Заработная плата. Занятость. Безработица

  1. Заработная плата: сущность и формы
  2. Зависимость заработной платы от характера труда и сферы занятости
  3. Безработица: определение, формы, динамика

Глава 6. Прогресс разделения труда и накопление капитала

  1. Накопление капитала фирмы и накопление капитала в обществе
  2. Структура национальной экономики и проблема измерения результатов экономической деятельности
  3. Научно-техническое развитие и экономика

Глава 7. Воспроизводство капитала и экономический рост

  1. Промышленный капитал и его функциональные формы
  2. Основной и оборотный капитал
  3. Воспроизводство и обращение общественного капитала
  4. Экономический рост и его темпы
  5. Общественное богатство и проблемы его измерения

Глава 8. Ценообразование и формирование прибыли

  1. Экономическая природа фирмы
  2. Показатели хозяйственной деятельности предприятий в конкурентной среде
  3. Механизм конкуренции и ценообразование
  4. Ценообразование и альтернативные издержки в масштабах экономики в целом
  5. Инновационные технологии и ценообразование

Глава 9. Торговый капитал и торговля

  1. Важность торговли в рыночном хозяйстве
  2. Закон спроса и предложения на рынках совершенной и несовершенной конкуренции
  3. Формы и методы торговли

Глава 10. Банковский капитал. Финансовая система

  1. Процент и предпринимательский доход
  2. Ссудный капитал и финансовый капитал
  3. Центральные банки и их функции
  4. Формы кредитов в современной экономике

Глава 11. Акционерный капитал

  1. От частной собственности к акционерным обществам
  2. Акционерный капитал: параметры и противоречия
  3. Противоречия акционерного капитала

Глава 12. Земельная рента

  1. Условия экономической жизнедеятельности
  2. Общее понятие ренты
  3. Дифференциальная рента I по плодородию
  4. Дифференциальная рента по местоположению
  5. Условия ценообразования с учетом ренты
  6. Интенсивное ведение сельского хозяйства и дифференциальная рента II
  7. Экономические границы инвестиций в сельском хозяйстве
  8. Абсолютная рента
  9. Цена земли
  10. Собственность на землю

Глава 13. Цикличность рыночного развития. Экономические кризисы

  1. Фазы воспроизводственного цикла
  2. Объективная обусловленность циклического развития рыночного индустриального хозяйства
  3. Особенности мирового экономического кризиса 2007-2010 годов

Глава 14. Мировое хозяйство

  1. Что такое мировое хозяйство
  2. Субъекты мирового хозяйства и их основные функции
  3. Неравномерность развития национальных экономик
  4. Открытость экономики и национальная безопасность

Глава 15. Экономические институты

  1. Институциональная теория — составная часть общей экономической теории
  2. Институт как научная категория
  3. Человек как созидатель и новатор в экономической системе
  4. Роль технологии. Наука как институт

Вместо заключения. Промежуточные итоги

Предисловие

Понимание экономики необходимо каждому взрослому че­ловеку. Тем более важно, какие компетенции в этой сфере при­обретает выпускник школы бакалавров экономического факульте­та МГУ им. М. В. Ломоносова. Чтобы эти компетенции в рамках государственных образовательных стандартов третьего поколения достигли профессионального уровня, необходимо, чтобы они при­обретались, усваивались и закреплялись на устойчивой теоретиче­ской базе. Именно поэтому кафедра политической экономии, опираясь на многолетний опыт подготовки учебников и учитывая запросы современного этапа развития России и мира, предлага­ет начать изучение экономики с «Общей экономической теории. Вводного курса». Главный принцип кафедрального подхода — сис­темное видение как экономики в целом, так и каждого ее явления и процесса.

Для удобства пользования издание состоит из трех книг. В пер­вой книге находится текст самого учебного пособия, а материалы для самостоятельной работы студентов, мозговых штурмов, дискуссий, задачи, тесты, контрольные вопросы помещены во вторую книгу. Третья книга имеет только электронную версию и представляет со­бой хрестоматию основных первоисточников, использованных при написании вводного курса.

В МГУ данный курс оценивается в 4 кредита и начинается в I семестре. В других вузах России место и объем курса могут быть адаптированы к соответствующим образовательным программам. В вузах неэкономического профиля первые две книги вполне подходят для преподавания дисциплины по экономике, где сту­денты получают цельное представление о рыночной экономике и механизме ее функционирования и развития.

Компактность и лаконичность данного учебного пособия не игнорируют аргументированности понятий и выводов, но позво­ляют не упускать из вида главное в каждой теме. Вооруженность студентов современными информационными технологиями дает возможность им легко в этом убедиться.

Авторский коллектив всего учебно-методического комплекса составляют профессора О.Н. Антипина, А.В. Бузгалин, А.О. Вереникин, Р.Т. Зяблюк, С.В. Кадомцева, В.М. Кульков, Г.М. Куманин, А.А. Никифоров, П.А. Покрытан, А.А. Пороховский, В.А. Рубе, И.Е. Рудакова, А.В. Сорокин, К.А. Хубиев, ГГ. Чибриков, доценты А.М. Белянова, В.А. Бирюков, Е.Ю. Бойцова, Н.К. Вощикова, А.А. Деленян, А.В. Заздравных, А.В. Киреев, ГА. Котова, Т.Г., Леонова, М.Н. Листратенко, А.Н. Лопатина, А.Е. Лутовинов, Н.А. Миклашевская, М.А. Мещерякова, А.И. Московский, Н.И. Никитина, М.Ю. Павлов, П.А. Патрон, А.А. Раквиашвили, Л.В. Рой, М.В. Ряскова, А.Х. Текеева, И.М. Теняков, Н.И. Титова, В.Г. Холодков, И.В. Филатов.

Координатор проекта — м.н.с. В.Л. Корнеева.

Руководитель авторского коллектива и общая редакция — профессор А.А. Пороховский.

Введение

Развитие рыночных отношений в России сделало популярной профессию экономиста. Более того, в какой бы сфере ни работал человек, какую бы должность ни занимал — всюду он сталкивается в повседневной жизни с экономическими реальностями, понимание которых не может обойтись хотя бы без элементарных знаний и навыков. Поскольку в экономике и обществе все взаимосвязано, а в большинстве случаев субординировано в определенную систему, отрывочные, не систематизированные экономические знания не могут стать надежным компасом выбора оптимального решения или адекватной оценки происходящих событий. Глобализация вовлек­ла Россию в мировую экономику и теперь каждый из нас должен уметь ориентироваться в мире товаров и услуг, предлагаемых про­изводителями всего мира на внутреннем рынке страны.

Нередко можно услышать: были бы деньги, а потратить их мы сумеем. Но ведь большинство согласится, что деньги нужны ни на один миг, а их надо уметь зарабатывать и, что не менее важно, рационально использовать. Для этого нужно найти свое место в жизни и экономике. В первую очередь это относится к тем, кто уже выбрал сферой своей деятельности экономику.

Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова с момента своего открытия в 1941 году широко известен в нашей стра­не и за рубежом высоким уровнем подготовки своих выпускников. Одним из первых в России факультет начал готовить бакалавров экономики. Постоянно совершенствуя свою работу, факультет учитывает не только свой опыт преподавания различных дис­циплин, но и активно внедряет достижения университетов мира. В рамках этого процесса возникла потребность систематизировать изучение студентами экономической теории как основы других учебных дисциплин по экономике.

С тех пор как в 1615 году возникла политическая экономия — основной ствол разросшегося в будущем древа экономической теории и экономической науки в целом, рыночная экономика сильно изменилась. В развитых странах она представляет собой сложную систему домохозяйств, отраслей, рынков, предпринима­телей, наемных и других работников громадной сферы услуг. И все это, с одной стороны, живет своей жизнью, а с другой — тесно взаимосвязано и взаимообусловлено на основе конкурентного механизма и информационно-коммуникационной сети. Не слу­чайно поэтому только в рамках экономической теории существу­ет несколько направлений и школ, течений и программ. А если посмотреть на всю экономическую науку, то число отраслевых и функциональных экономических дисциплин просто не поддается счету, ибо оно постоянно растет вместе с развитием разделения тру­да и специализации как внутри страны, так и в глобальном масштабе.

На бытовом уровне немало людей понимают экономику как «умение делать деньги». Другие считают, что достаточно осво­ить правило «дешевле купить — дороже продать», чтобы добиться успеха. Но профессиональный подход к экономике неизбежно ставит вопрос — с чего начать. Познать, что такое экономика, как она функционирует и развивается, почему главное в экономи­ке - это люди, их интересы и отношения между ними, помогает экономическая теория.

Кафедра политической экономии начала преподавать поли­тическую экономию в Московском университете в 1804 году. С тех пор за двести с лишним лет немало изменилось и в политической экономии, и в других частях экономической теории. Поскольку и исторически, и логически она и стала первой экономической теорией, дающей цельное представление об экономике, именно политическая экономия образовала основу для возникновения и развития других видов экономической теории, сформировала кар­кас общей экономической теории. Политическая экономия задала категориальный аппарат, или, по-другому, систему координат экономической теории. Возник экономический язык, который позволяет не только описывать разные стороны экономики, но и выявлять их внутренние, глубинные связи. Этот язык позволяет определить и те понятия, которые используют другие школы экономической теории, например, экономике. Именно поэтому система политической экономии, отражающая систему экономи­ки, положена в основу общей экономической теории. В представ­ленном виде общая экономическая теория — это не арифметическая сумма всех существующих школ экономической теории, а ствол, из которого произрастают различные подходы к исследованию об­щего объекта — национальной и мировой экономики.

В русском алфавите каждая буква имеет свое звучание, не зависящее от других букв. Выучить буквы можно в любом порядке. Особенность экономики как системы состоит в том, что все ее явления взаимосвязаны и взаимообусловлены, а происходящие события имеют причинно-следственную связь. Чтобы понять и изучить это, надо найти источник движения и развития системы, а это предполагает определенную последовательность категорий, раскрывающих механизм и законы экономической теории. Имен­но этому принципу подчинена логика и структура данного учеб­ного курса «Общей экономической теории». Каждая последующая категория выводится из предыдущей, а каждая последующая гла­ва, с одной стороны, вырастает из предшествующей, а с другой — предопределяет содержание последующей главы. Изучающему современную экономику не надо повторять тот путь, который прошли ученые-экономисты, раскрывая систему рыночного раз­вития. Кафедра политической экономии, образованная в Москов­ском университете в 1804 году, за свою более чем двухсотлетнюю историю предлагала немало учебников по политической экономии и другим школам экономической теории. Сегодня наступило такое время, когда, с одной стороны, ускорившийся монополизм Экономикса все больше отдалял теоретические модели от реаль­ных экономических процессов, а с другой стороны — нагрянувший мировой экономический кризис не только поставил вопрос о новых, адекватных времени правилах игры на всех уровнях экономики — от домохозяйства и индивида до мирового хозяйства, но и жестко потребовал научного, цельного отражения этих правил, чтобы внести изменения в поведение как бизнеса, так и государств. Именно поэтому на этот раз коллектив кафедры политической экономии предлагает студенчеству и широкому кругу читателей, интересующихся экономикой, не учебник по всем школам эко­номической теории, а вводный курс по общей экономической те­ории, помогающий разобраться как в азбуке экономики, так и во всей системе хозяйствования.

Издание состоит из трех книг. Первая книга — собственно учебное пособие с основным текстом. Вторая книга — материал для дискуссий, мозговых атак, тесты, задачи, логические схемы, контрольные вопросы. Третья книга — хрестоматия основных первоисточников, работ известных экономистов России и мира, представленная только в электронном виде. Все это и является современным учебно-методическим комплексом, пригодным для использования для подготовки бакалавров экономики и других целей.

Кафедра политической экономии настроена на дальнейшее совершенствование предложенного курса. Мы надеемся получить замечания и предложения от всех заинтересованных лиц, чтобы с каждым годом преподавания и изучения «Общей экономической теории» она становилась все более востребованной в учебном процессе.

Наш адрес - politec@econ.msu.ru

© 2001-2024 sovet.econ.msu.ru. All rights reserved.
На главную | Основное меню | Powered by Dynacont