«Формы и методы повышения деловой активности на региональных отраслевых рынках»
Больше внимания развитию региональных рынков
26 ноября 2001 года на экономическом факультете МГУ им.М.В.Ломоносова под эгидой Научный Совет по разработке современной экономической теории и российской модели социально-экономического развития состоялась межрегиональная конференция по теме: “Формы и методы повышения деловой активности на региональных отраслевых рынках”.
В конференции приняли участие представители Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Волгограда, Иркутска, Йошкар-Олы, а также представители РАО ЕЭС, МПС РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Открывая работу конференции, профессор кафедры политической экономии экономического факультета МГУ д.э.н. Третьяк В.П. попросил сосредоточить внимание на обобщение мнений экспертного сообщества в большей мере на фиксировании конкретных форм, содержащих в себе возможность способствовать повышению бизнес активности на региональных рынках и в меньшей степени на негативе положения дел. Очевидно, что в ряде регионов такой положительный опыт имеется.
Важнейшей формой повышения активизации региональных рынков является формирование кластеров предприятий в регионах, под патронажем местных гражданских объединений представителей малого бизнеса. Использование этой формы, с одной стороны, готовит почву к формированию гражданских объединений, способных работать на принципах саморегулирования, а в последствии и готовых к приеме части полномочий, которые местные властные структуры не способны исполнять и готовы делегировать данным гражданским организациям на определенных условиях. С другой стороны, формирование кластеров предприятий, по мнению специалистов UNIDO, во всем мире составляют основу для развития местных рынков, формированию на них определенных этических норм взаимоотношений, и с потребителями, и с коллегами по бизнесу, и с государственными структурами .
Важным условием развития региональных рынков является умение местных руководителей воспользоваться известными формами привлечения финансовых средств. К одной из таких форм относится эмиссия муниципальных облигаций. Но облигации должны выпускаться не под закрытие бюджетного провала, преимущественно под конкретный проект, способный в недалекой перспективе обеспечить, и доход инвесторам, и появлением новых услуг в регионе. Под такие условия можно привлечь деньги и из центра. Средства населения можно привлекать, в частности, через развитие в регионе кредитных союзов, благо, что Закон РФ “О кредитных потребительских кооперативах граждан” подписан Президентом летом этого года. Создание системы кредитных союзов позволит сконцентрировать деньги населения на региональных рынках, поскольку займы эти организации могут выдавать только своим пайщикам, т.е. жителям этого же региона. Показателем оценки деятельности лидера региона должен стать прирост совокупного спроса региона за период его руководства, рост внутренних источников финансирования, качество жизни населения, а уж потом соответствие его действий предвыборным декларациям.
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета к.э.н. Лукичевой Т.А. отметила, что прежний подход к развитию регионов, осуществляемой под руководством государства, на сегодня не действует. В настоящее время вперед вырвались экспортно - ориентированные регионы, экономика которых основана на эксплуатации природных, сырьевых ресурсов (нефте-газовые провинции). Нужна новая парадигма развития регионов и многие ученые и эксперты видят ее в повороте на путь постиндустриального развития на основе становления новой, инновационной экономики. Формами активизации бизнес активности должны стать иннованционные центры, технополисы, технопарки и т.п. В Санкт-Петербурге уже в течение ряда лет существует стратегический план развития по созданию в регионе благоприятных условий для развития перспективных отраслей новой экономики. Создаются правила игры, а не финансируются проекты. В ряду этих условий важное место занимают меры по дебюрократизации экономики, снижению административного давления на бизнес. В целях реализации этих задач в Санкт-Петербурге был создан Консультативный совет государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за бизнес - структурами, где принимаются важные решения по улучшению условий развития структур новой экономики в регионе, пропаганде деятельности компаний “образцового бизнеса”.
Докторант Иркутской экономической академии к.э.н. Секисова Л.П. указала на важное условие развития экономической активности в регионах, связанное с необходимостью развития регионального рынка труда. Сегодня на многих предприятиях региона исчерпан потенциал квалифицированных рабочих и весьма неактивно проводится политика обновления кадров. Ключ к решению данной проблемы лежит в русле повышения реальной оплаты труда квалифицированных работников, позволяющей им обеспечить себе достойную жизнь и позволяющей стимулировать всех работников на повышение производительности труда.
Профессор Уральского государственного университета д.э.н., Дунаев О.Н. остановился на уточнении понятия “региональные рынки”. Он отметил, что сегодня активно идет процесс глобализации, и значит, надо учитывать это при определении границ региональных рынков. Региональных рынков в России должно быть меньше, чем субъектов Федерации, но где-то сопоставимо с числом Федеральных округов. При этом внутри региональных рынков можно выделить территориальные рынки, муниципальные рынки и т.п.
На региональные рынки при проведении прогнозных исследований необходимо “накладывать” сетку отраслевых рынков, выделяя точки, где существуют узлы коммуникаций – логистические центры. Именно логистические центры должны стать в ближайшей перспективе локомотивами развития новой экономики в России. История говорит о том, что, в частности за счет Трассибирской магистрали наша страна решала важнейшие государственные задачи на протяжении всего ХХ века.
Декан Волгоградского государственного университета, к.э.н. Осадший Ю.И. отметил, что экономическое развитие таких стран как Япония и ряд других государств Юго-Восточной Азии происходило в ХХ веке при активной поддержке государства. В Волгоградской областной Думе, видимо сходно с Санкт-Петербургом, уделяют этому вопросу серьезное внимание и на сегодня усилиями депутатов и специалистов разработан комплекс приоритетных инвестиционных программ для региона. Его реализация в значительной мере будет способствовать росту инвестиционной привлекательности региона и подготовке атмосферы саморегулирования.
Заведующий кафедрой Марийского государственного университета профессор, к.э.н. Васильев В.П. отметил, что важной проблемой развития региональных рынков является проблема спросовых ограничений. Так, в Республике Мари-Эл существует значительный экономический потенциал в виде лесных ресурсов. Однако в самом регионе их потребление минимально - весь лес вывозится. Этот сегмент региональной экономики достаточно хищнически осваивается. Однако конкурентов на рынке мало и доходов Республике такая разработка ресурсов не дает.
Доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, к.э.н. Рой Л.В. отметила, что важным условием развития региональных отраслевых рынков является развитие информационной инфраструктуры в регионах. На сегодня государство взяло на себя труд развития информационной инфраструктуры через Федеральную целевую программу “Электронная Россия”. В 2000 году в России появились электронные биржи, решающие подобные задачи, однако их роль на сегодня незначительна. Региональные рынки могут интегрироваться в национальный и мировой только на основе использования достижений информатики.
Научный сотрадник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, к.э.н. Шерешева Т.Ю. отметила, что ранее развитие региональных рынков целиком определялось из центра. Сегодня этот путь развития по понятным причинам невозможен. Нужно искать новые формы раскрепощения инициативы региональных бизнес-сообществ, не допуская, однако, разрастания теневого сектора экономики. Кроме того, нельзя абсолютизировать роль информатизации в развитии бизнес- процессов, т.к. сама по себе она не ведет к повышению качества управления. Здесь очень важен человеческий фактор, опыт и экономическое чутье менеджеров. Вначале необходимо спроектировать бизнес-процессы, а затем накладывать на них информационные технологии.
Профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, д.э.н., Третьяк О.А. отметила, что электронная коммерция в России пока находится в стадии становления и в регионах ее потенциал еще весьма невелик. Более важным является развитие новых форм промышленной интеграции, создание новых видов производств, которые и будут развивать новейшие информационные технологии. В регионы должны прийти к осознанию необходимости создания вертикально-интегрированных структур, способных привести за собой значительный инвестиционный потенциал, способный дать стимул для подъема региональной экономики. Предприятия в регионах демонстрируют слабое желание воспользоваться возможностями аутсорсинга. Это значительный резерв развития региональных рынков.
Эксперт Фонда “Центр стратегических разработок”, д.т.н., Козлов В.А. отметил, что вся работа Правительства РФ в последний год и была по существу направлена на создание условий для повышения бизнес-активности в регионах. Так, был существенно улучшен Налоговый кодекс, снижено фискальное давление на экономику. Этот процесс буде продолжаться и далее. Принят важный пакет законов о дебюрократизации экономики, способствующий снижению административного давления на бизнес. Предпринимаются усилия по совершенствованию судебной системы, как важного гаранта защиты прав собственности.
Немаловажным является вопрос и о совершенствовании уровня отечественного менеджмента. Значительное число примеров банкротств и неэффективного использования приватизированной собственности связано с недостаточным уровнем подготовки отечественных менеджеров. К сожалению, это в особенности касается и государственного аппарата, в том числе и на региональном уровне.
Представитель (Советник) РАО ЕЭС Архипов А.П. отметил, что проводящаяся в рамках РАО ЕЭС реструктуризация как раз ориентирована на активных игроков, действующих на региональных рынках. Эффективно работающим предприятиям нет нужды опасаться преобразованиям, осуществляемым РАО ЕЭС.
Руководитель Центра Российской академии государственной службы, профессор, д.э.н., Сапиро Е.С. отметил, что в развитых странах государство, в основном – это гарант поддержания принятых бизнесом “правил игры”. У нас же зачастую происходит сращивание бизнеса и государства. Многие региональные лидеры, как правило, имеют значительные доли активов тех или иных предприятий в частной собственности. Это приводит к искажению роли государства, как гаранта “правил игры”. Сегодня наша экономика скорее напоминает эскиз, превращение которого в готовое изделие, особенно на региональном уровне дело будущего, причем не столь, как хотелось бы, близкого.
В завершение профессор Третьяк В.П. отметил, что обсуждение оставило больше открытых вопросов, чем предложило некие решения. Начнем с постановок. Видимо очень важным, и с теоретической, и с практической точек зрения выработать один или несколько критериев вычленения регионального рынка. Географические границы не устраивают никого из собравшихся. Но как быть? Прикажете территориальным чиновникам считать перекрестную эластичность?
Какова тенденция вхождения местных рынков в региональные, последних в национальные и международные? Где искать партнеров?
О смене парадигмы развития региональных рынках говорилось, но в чем тенденция? От индустриальной к постиндустриальной парадигме? Это обще. Это сюжет для написания диссертационного исследования, а не предложение регионалам. Видимо, базовыми формами для формирования парадигмы должны стать
- создание высокотехнологичных производств с небольшим числом занятых. (Технопарки, технополисы,инновационные центры) Их созданию могут способствовать и региональный капитал, и региональные власти. Центр здесь от финансовых вложений вряд ли может ожидать больших результатов)
- Формирование кластеров предприятий также дело не федерального центра, а специально обученного специалиста, которого могут нанять, либо сами руководители мелкого бизнеса, либо представители крупного капитала, если они ощутят необходимость в таких преобразованиях, либо чиновники местной администрации. Создание же кластеров предприятий повлечет за собой и рост устойчивости функционирования региональных рынков, и главное, увеличение совокупного спроса в регионе.
- Усилия региональных элит по созданию привлекательного инвестиционного климата, видимо будут более успешными, если поддержку получат организации, работающие на принципах саморегулирования. Это предмет кропотливой работы в регионах. Федеральный центр определил свое отношение к институтам гражданского общества на недавнем Гражданском Форуме.
- Для развития привлекательного инвестиционного климата в регионе государство должно стать гарантом поддержания принятых “правил игры” для бизнеса. Но задача гражданских институтов и вертикали федеральной власти не допустить сращивание бизнеса и региональных государственных органов. Должна стать нормой процедура инвентаризации частных активов, находящихся в частной собственности региональные лидеров.
- В качестве показателя успешности деятельности региональных властей целесообразно использовать показатель роста совокупного спроса в регионе за период их деятельности, а это подразумевает и рост регионального бюджета, и развитие региональных рынков.
- Расширение региональных источников финансирования местного бизнеса может идти по направлению активизации создания сети кредитных союзов, аккумулирующих домашние деньги и использующих их для развития местных рынков, эмиссия муниципальных облигаций под конкретные проекты, создание региональных фондов поддержки предпринимателей, источником финансирования которого могут быть местные косвенные налоги.
Широкое и грамотное использование потенциальных возможностей отмеченных в ходе обсуждения форм и методов повышения деловой активности на региональных рынках будет способствовать их развитию менее затратным формам их встраивания, вначале в национальный, а затем и глобальный рынок.
Козлов В.А.