«Реформирование естественных монополий: интересы общества, государства, бизнеса»
В работе круглого стола приняли участие заинтересованные специалисты из государственных структур, общественности, бизнеса и науки. Кроме профессорско-преподавательского состава экономического факультета университета, присутствовали : представители Министерства энергетики, Министерства путей сообщения, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, РАО “ЕЭС”, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Санкт – Петербургского государственного университета, Волгоградского технического университета, Государственного университета управления, Ассоциации собственников подвижного состава, Гильдии перевозчиков, Центра стратегических разработок, ряда промышленных предприятий, журналисты.
Открыл работу круглого стола заведующий кафедрой политической экономии профессор, доктор экономических наук, Пороховский А.А., который отметил, что проблема реформирования естественных монополий для России имеет особое значение. В силу своих технологических и финансовых возможностей именно эти структуры, в первую очередь, могут реально конкурировать с зарубежными компаниями на мировых рынках, становясь в ряде случаев уже транснациональными. Они реально вносят значительный вклад в формирование бюджета нашего государства, а главное, их деятельность реально способствуют формированию единого рыночного пространства страны. Трудно представить себе Россию без единой энергетической системы, единой сети железных дорог, единой сети трубопроводов и т.п.
Основной целью проходящих сегодня процессов реструктуризации естественных монополий является, в первую очередь, желание повысить их инвестиционную привлекательность и способствовать тем самым ускорению процессов их модернизации и повышению экономической эффективности их деятельности.
Однако, проводя подобные реформы в условиях России необходимо руководствоваться принципом, подобным принципу, часто используемому в медицине - “не навреди”. Поэтому очень важно коллегиально выработать и публично обсудить критерии, которые закладываются при оценке качества ожидаемой результативности преобразований. Иначе говоря, проводимые реформы следует оценивать не столько по положительному эффекту, который ожидают сами естественные монополии, сколько по эффекту их взаимосвязанной деятельности, косвенным последствиям для национального бизнеса вообще, для государства и населения.
Козлов В.А. эксперт Центра стратегических разработок отметил, что существует достаточно четкое определение понятия “естественная монополия”, которое сразу дает важный критерий оценки целесообразности проведения преобразований. (См. Приложение 1 Рекомендаций круглого стола). Никифоров А.А. д.э.н, доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ подчеркнул, что естественная монополия – это такая рыночная структура, которая возникает на рынке, где конкуренция нескольких производителей менее эффективна. Технологической причиной возникновения естественных монополий является положительный эффект масштаба, при котором средние издержки монотонно убывают с ростом выпуска. Поэтому, если ставится цель сократить издержки, то не следует допускать дробления естественных монополий, ибо это приведет только к росту совокупных издержек. В случае дезинтеграции, например, МПС РФ на отдельные региональные компании, велика вероятность последующей дезинтеграции экономического и политического пространства России. Поэтому, проводя реформирование естественных монополий, необходимо всесторонне учитывать возможные негативные эффекты подобных преобразований.
Осадший Ю.И. декан Волгоградского технического университета отметил сильную взаимозависимости естественных монополий друг от друга, их реформирование надо осуществлять комплексно, в соответствии с некоторым стратегическим планом, где будут учтены все возможные последствия преобразований каждой из них на другие.
Докторант Санкт-Петербургского государственного университета Лякин А.Н. остановился на ряде проблем, характерных для деятельности естественных монополий. Он отметил, что, при ограниченном спросе, издержки естественных монополий все же достаточно высоки. А формирует этот спрос тарифная политика государства. Поэтому для естественных монополий сейчас более выгодно продавать продукцию за рубеж, нежели своему российскому потребителю. Существенное увеличение инвестиций в эти сектора нашей экономики, в случае проведения там соответствующей реструктуризации, также проблематично. Это связано с общим, характерным для нашей экономики неблагоприятным инвестиционным климатом, а также с финансовой непрозрачностью наших естественных монополистов.
Заместитель министра по антимонопольной политике и развитию предпринимательства Цыганов А.Г. заметил, что надо опираться на законодательное определение понятия естественных монополий. При этом чистых естественных монополий в России, по существу, нет, за исключением компании “Транснефть”. В основном это крупные вертикально интегрированные компании, с естественно монопольным сектором. Конечно, важнейшей причиной возникновения естественных монополий являются особенности технологии соответствующей отрасли. Целью реструктуризации, как правило, является устранение анархии на соответствующем отраслевом рынке. В ходе преобразований необходимо, во всех случаях, выделить естественно монопольный элемент, а в остальном способствовать развитию конкурентной среды. Поэтому предполагается в ходе преобразований увеличивать долю частной собственности в производственных (генерирующих) секторах и сохранить государственный контроль над сетевыми структурами. Речь идет не о расчленении компаний, а о наведении порядка в уже спонтанно идущем процессе реструктуризации. Конечно, каждая естественная монополия имеет свою специфику и о каждой надо говорить конкретно. Общим является то, что в ходе преобразований следует устранить крайне неэффективное, но имеющее сейчас повсеместное использования, перекрестного субсидирования. При этом, на первом этапе, преобразования будут идти, в основном, за счет только внутренних инвестиций.
Советник Министерства энергетики доцент Сараев В.Н. остановился на особенностях реструктуризации угольной отрасли, на примере которой показал, что надежды на привлечение инвестиций и снижение тарифов в случае проведения реструктуризации естественных монополий иллюзорны. Так, при проведении реструктуризации угольной отрасли, в нее в первую очередь пришел спекулятивный капитал, который был заинтересован в быстрой получении прибыли и не собирался вкладывать деньги в развитие производства. Конечно, реструктуризация в целом привела к увеличению производительности труда, снижению себестоимости продукции, но, в основном за счет освобождения производителей от объектов социальной сферы. Однако большая часть средств ушла на закрытие нерентабельных шахт. Неизвестно, как скажется на населении регионов комплексная реструктуризация всех наших естественных монополий.
Продолжая дискуссию, Пороховский А.А., отметил, что одним из недостатков нашей экономики является низкая оплата труда. Она исторически объясняется существованием в советское время достаточно мощных социальных фондов, значение которых, однако, в последние годы по-существу сведено на нет. А, как известно, низкая платежеспособность населения является главным препятствием для подъема экономики. Важнейшим критерием успешности функционирования экономики на западе считается высокая занятость. А у нас при проведении рыночных реформ этот критерий не рассматривается в качестве базового. На западе, также, при проведении всех преобразований в экономике их последствия анализируются на моделях межотраслевого баланса, а у нас этот метод макроэкономического анализа в последние годы почти не используется. Россия - холодная страна и объекты нашей экономики удалены друг от друга на большие расстояния, но тарифы для населения уже сегодня не учитывают его реальных возможностей платить за эти услуги, а в дальнейшем, в ходе проведения реструктуризации естественных монополий, они еще будут возрастать. На западе с 30-х годов существует кодекс корпоративной этики, а в нашей стране он до сих пор отсутствует.
Советник Московской Городской Думы Ворожихин В.В. свое выступление посвятил необходимости системного подхода при проведении реструктуризации естественных монополий. Он отметил, что, действительно, в России существенно отличаются от условия западных. Известно, что даже Г.Форду в Америке не удалось внедрить японскую систему управления качеством на своем производстве, ввиду особенностей американского менталитета.
При разработке стратегии реформирования российской экономики, в том числе естественных монополий, следует учесть ряд неблагоприятных факторов, характерных для нашей экономики и не свойственных западной. Это снижение объемов разведанных запасов углеводородного сырья в последние годы, высокую энергоемкость и материалоемкость нашей продукции. У нас активно обсуждаются планы наращивания объемов производства энергии, в то время как можно экономить ее и не строить новых объектов и т.д. Очень коварная вещь у нас тарифы на энергию – чем больше затрат у потребителей, тем выше прибыль производителей. Все заинтересованы в увеличении затрат. Нужна новая система построения тарифов. Должен быть принцип, который уже здесь предлагался – тарифы определяются исходя из обеспечения в результате максимального прироста ВВП страны в целом, с учетом влияния всех факторов. Надо активно использовать налог на недра в сочетании с адресной поддержкой потребителей. Но, главное – запустить процесс внедрения энергосберегающих технологий в нашей экономике, в том числе и с помощью энергетических трансфертов. Это, конечно, технологически сложно, но, в принципе возможно.
Профессор МГУ Третьяк В.П. отметил, что перед переходом к полномасштабной реструктуризации естественных монополий необходим подготовительный период, в течении которого следует посчитать степень взаимного воздействия проводимых преобразований на деятельность, как самих естественных монополистов, так и на сферы бизнеса, положение населения и состояние государственного бюджета. В основе преобразований должны лежать четкие, всеми поддержанные принципы и критерии их проведения, осознанные в обществе. Кроме того, необходимо немедленно ввести раздельный бухгалтерский учет в структурах, содержащих естественно монопольный сектор. Это позволит получить реальный фактологический материал о деятельности этого сектора в чистом виде. Следует начать разработку некоммерческого характера функционирования естественно монопольного звена.
Заместитель заведующего кафедрой политэкономии экономического факультета МГУ профессор Хубиев К.А. отметил, что определение цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий является центральным вопросом проводимых сегодня реформ. Вопросы инвестиционной стратегии естественных монополий не должны отдаваться только на откуп их менеджменту. Это, безусловно, приведет к ведомственному эгоизму с их стороны, при котором за увеличение их прибыли будет расплачиваться все общество. Вопрос обеспечения прозрачности и эффективности инвестиционного процесса в естественных монополиях должен быть одним из критериев качества проводимых там преобразований. Нельзя проводить реструктуризацию естественных монополий до тех пор, пока расчетным путем не будет доказана экономическая эффективность этих процессов.
В заключение профессор Пороховский А.А. подводя итог обсуждения отметил, что кафедра политической экономии берется обобщить высказанные в ходе проведенной дискуссии предложения и опубликовать их в одном из журналов. Экономический факультет располагает широким кругом специалистов, способных оказать содействие в разработке экономических программ реструктуризации естественных монополистов, имеет возможности интегрировать специалистов, как из Москвы, так и из других регионов, в том числе и зарубежных. Надеемся, что наши рекомендации будут рассмотрены и послужат началом нашего сотрудничества.
Он пожелал всем участникам круглого стола успехов в их творческой деятельности и заверил, что подобная практика проведения круглых столов по злободневным проблемам нашей экономики на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова будет продолжена.
Обзор подготовил
Эксперт ЦСР. д.т.н. Козлов В.А.